Программа профессиональной ориентации
| 
 Название  | 
 Программа профессиональной ориентации обучающихся ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка на 2018-2019 гг.  | 
| 
 Цель программы  | 
 Создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и личностными особенностями личности.  | 
| 
 Задачи программы  | 
 1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся; 2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 3. Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области. 
  | 
| 
 Виды деятельности  | 
 1. Профпросвещение; 2. Диагностика и консультирование.  | 
| 
 Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями)  | 
 · Игры; · Тематические беседы и тренинги; · Экскурсии в колледжи и ВУЗы Санкт-Петербурга; · Консультативные занятия.  | 
| 
 Направления реализации программы  | 
 · Информационно-аналитическая деятельность; · Организационно-методическая работа; · Работа с учащимися и их родителями.  | 
| 
 Сроки реализации программы  | 
 2018-2019 учебный год  | 
| 
 Ожидаемые результаты  | 
 · Повышение мотивации обучающихся к труду; · Расширение знаний и представлений о современных профессиях; · Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; · Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.  | 
Пояснительная записка
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. Программа профессиональной ориентации обучающихся определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у обучающихся и воспитанников детского сада профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
- Обеспечение профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся;
 - Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
 - Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.
 
Сроки реализации: 2018-2019 уч.год
Виды деятельности:
- Профпросвещение с целью расширения представлений
 
обучающихся о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у детей осознанного выбора профессии.
 - Взаимодействие с образовательными учреждениями.
 
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
| 
 Этап  | 
 Возрастные особенности  | 
 Формы профориентационной работы  | 
| 
 5-7 классы  | 
 В этом возрасте можно говорить о так называемом поисково-зондирующем этапе в рамках профориентирования. У школьника формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.  | 
 1. Мир профессий (5 класс) – лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 2. Всякий труд надо уважать (6класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 3. Я и моя будущая профессия (7 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), можно начинать деловые игры и тренинги. • Встречи с интересными людьми (профессионалами) • Экскурсии • Ролевые игры • Творческие конкурсы • Практическая, трудовая, общественно-значимая работа  | 
| 
 8 - 9 классы  | 
 Период развития профессионального самоопределения. Происходит формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.  | 
 1. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. • Информация о профессиях ,перспектив профессионального роста и мастерства. • Знакомство с правилами выбора профессии. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией; • Экскурсии в ВУЗы и колледжи.  | 
| 
 10-11 класс  | 
 Период уточнения социально-профессионального статуса. На данном этапе наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.  | 
 1. Дороги, которые мы выбираем. (10 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Профессиоальное самоопределение. (11 класс) Отработка навыков самопрезен тации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.)  | 
Мероприятия по реализации программы
- ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
| 
 Содержание  | 
 Сроки  | 
| 
 Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии  | 
 В течение года  | 
| 
 Сопровождение на экскурсии в ВУЗы и колледжи  | 
 Сентябрь-октябрь, апрель  | 
| 
 Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями.  | 
 Март - апрель  | 
| 
 Участие в Ярмарке образовательных услуг  | 
 Сентябрь – октябрь; март - апрель  | 
- ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
 
| 
 Содержание  | 
 Сроки  | 
| 
 Подготовка плана работы по профориентации на учебный год  | 
 Май  | 
| 
 Проведение дней и недель профориентации  | 
 В течение года  | 
| 
 Обзор методической литературы по профориентации 
  | 
 В течение года  | 
| 
 Вовлечение учащихся в общественно- полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами  | 
 В течение года  | 
| 
 Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: · использование игровых упражнений в профориентационной работе; · трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников; · конфликты профессионального самоопределения  | 
 В течение года  | 
III.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
| 
 Содержание  | 
 Сроки  | 
| 
 Проведение родительских собраний профориентационной тематики.  | 
 1 раз в год  | 
| 
 Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации  | 
 В течение года  | 
| 
 Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и обучения профессии детьми  | 
 Сентябрь, май  | 
| 
 Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий)  | 
 В течение года  | 
- РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
 
| 
 Содержание  | 
 Сроки  | 
| 
 Проведение групповых информационно- справочных консультаций профориентационной тематики  | 
 В течение года  | 
| 
 Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска»  | 
 В течение года  | 
| 
 Организация посещения учащимися учебных заведений  | 
 Сентябрь, май  | 
| 
 Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося  | 
 Сентябрь - октябрь  | 
| 
 Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации  | 
 Сентябрь, май  | 
Ожидаемый результат
Реализация программы профориентационной работы для обучающихся:
- конкретизирует цели профориентационной работы;
 - содействует моменту социализации у обучающихся;
 - позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
 - повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
 - даст обучающимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.
 
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
 - потребность в обоснованном выборе профессии;
 - уверенность школьника в социальной значимости труда;
 - степень самопознания школьника;
 - наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
 
                    