Программа профессиональной ориентации
| Название | Программа профессиональной ориентации обучающихся ГБОУ СОШ №13 с углубленным изучением английского языка на 2018-2019 гг. | 
| Цель программы | Создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями и личностными особенностями личности. | 
| Задачи программы | 1. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся; 2. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки. 3. Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области. 
 | 
| Виды деятельности | 1. Профпросвещение; 2. Диагностика и консультирование. | 
| Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями) | · Игры; · Тематические беседы и тренинги; · Экскурсии в колледжи и ВУЗы Санкт-Петербурга; · Консультативные занятия. | 
| Направления реализации программы | · Информационно-аналитическая деятельность; · Организационно-методическая работа; · Работа с учащимися и их родителями. | 
| Сроки реализации программы | 2018-2019 учебный год | 
| Ожидаемые результаты | · Повышение мотивации обучающихся к труду; · Расширение знаний и представлений о современных профессиях; · Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; · Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. | 
Пояснительная записка
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности. Программа профессиональной ориентации обучающихся определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у обучающихся и воспитанников детского сада профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Задачи:
- Обеспечение профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся;
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Сотрудничество с колледжами и ВУЗами Санкт-Петербурга и области.
Сроки реализации: 2018-2019 уч.год
Виды деятельности:
- Профпросвещение с целью расширения представлений
обучающихся о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у детей осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с образовательными учреждениями.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
| Этап | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы | 
| 5-7 классы | В этом возрасте можно говорить о так называемом поисково-зондирующем этапе в рамках профориентирования. У школьника формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. | 1. Мир профессий (5 класс) – лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 2. Всякий труд надо уважать (6класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы) 3. Я и моя будущая профессия (7 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), можно начинать деловые игры и тренинги. • Встречи с интересными людьми (профессионалами) • Экскурсии • Ролевые игры • Творческие конкурсы • Практическая, трудовая, общественно-значимая работа | 
| 8 - 9 классы | Период развития профессионального самоопределения. Происходит формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. | 1. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Проблемы профессионального самоопределения учащихся. (9 класс)- лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. • Информация о профессиях ,перспектив профессионального роста и мастерства. • Знакомство с правилами выбора профессии. Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией; • Экскурсии в ВУЗы и колледжи. | 
| 10-11 класс | Период уточнения социально-профессионального статуса. На данном этапе наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения. | 1. Дороги, которые мы выбираем. (10 класс) - лекционные занятия с использованием медиа-технологий (презентации, фильмы), тестирование. 2. Профессиоальное самоопределение. (11 класс) Отработка навыков самопрезен тации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т.п.) | 
Мероприятия по реализации программы
- ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
| Содержание | Сроки | 
| Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии | В течение года | 
| Сопровождение на экскурсии в ВУЗы и колледжи | Сентябрь-октябрь, апрель | 
| Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями. | Март - апрель | 
| Участие в Ярмарке образовательных услуг | Сентябрь – октябрь; март - апрель | 
- ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
| Содержание | Сроки | 
| Подготовка плана работы по профориентации на учебный год | Май | 
| Проведение дней и недель профориентации | В течение года | 
| Обзор методической литературы по профориентации 
 | В течение года | 
| Вовлечение учащихся в общественно- полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами | В течение года | 
| Разработка и выпуск методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: · использование игровых упражнений в профориентационной работе; · трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников; · конфликты профессионального самоопределения | В течение года | 
III.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
| Содержание | Сроки | 
| Проведение родительских собраний профориентационной тематики. | 1 раз в год | 
| Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации | В течение года | 
| Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и обучения профессии детьми | Сентябрь, май | 
| Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) | В течение года | 
- РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
| Содержание | Сроки | 
| Проведение групповых информационно- справочных консультаций профориентационной тематики | В течение года | 
| Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь «группы риска» | В течение года | 
| Организация посещения учащимися учебных заведений | Сентябрь, май | 
| Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося | Сентябрь - октябрь | 
| Проведение опроса по выявлению проблем учащихся по профориентации | Сентябрь, май | 
Ожидаемый результат
Реализация программы профориентационной работы для обучающихся:
- конкретизирует цели профориентационной работы;
- содействует моменту социализации у обучающихся;
- позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
- повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
- даст обучающимся возможность деятельностного ознакомления с миром профессий.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения;
- потребность в обоснованном выборе профессии;
- уверенность школьника в социальной значимости труда;
- степень самопознания школьника;
- наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
 
                    




 
 
