Аннотация

Аннотация

Учебно-методическое пособие «Модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики» адресовано руководителям и учителям образовательных учреждений, администрации органов управления, социальным партнерам и призвано помочь в организации эффективной деятельности по социальному проектированию и социализации обучающихся. Кроме того, оно может представлять интерес для организаторов воспитательной работы, вожатых, в особенности в школах, выбравших социальное проектирование приоритетным направлением деятельности.

Актуальность представленных материалов в пособии заключается в создании инструмента, позволяющего ученикам образовательных учреждений предлагать новые идеи и в рамках совместной их реализации (учащиеся, учителя, администрация ОУ, родители, эксперты) на разных уровнях внедрять их в жизнь.

В первом разделе пособия даны теоретические обоснования ведения социального проектирования в условиях общеобразовательных школ России. Второй раздел посвящен описанию модели работы детского общественного объединения, в нем определены векторы развития данной деятельности, представлены возможные социальные проекты, даны пошаговые рекомендации внедрения социального проектирования в условиях ДОО общеобразовательной школы. Третий раздел включает опыт внедрения разработанной модели. В приложении можно увидеть методические разработки и результаты анализа анкетирования учащихся.

Важнейшим результатом работы является модель развития социальной активности детей и подростков через разработку и реализацию социальных проектов и социальной практики. Особенность представленной модели воспитания учащихся заключается в центральной роли детского общественного объединения в осуществлении социализации, подготовки к выполнению различных социальных ролей в обществе, а также организации взаимодействия детей в школьном коллективе.  Главные векторы развития этой работы:

- Возвращение к истокам, позволяющее сохранить  традиции, вырабатывать святыни и ценности, развивать исторические представления, осуществить культурно-этническую самоидентификацию каждого ребёнка.

- Преемственность, объединяющая старших и младших, дающая связь поколений и сохраняющая опыт совместных действий.

- Дорогою Добра учит сопереживать и сострадать, понимать, что не бывает чужой беды, а самое главное быть щедрым душой, готовым оказать действенную помощь.

Учебно-методическое пособие полностью готово к внедрению в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, поскольку содержит методические рекомендации по созданию детского общественного объединения в общеобразовательной школе, примеры нормативных документов, регламентирующих его деятельность. В продукте представлена модель проведения социальных практик и проектов, разработаны пошагово этапы проведения работы:

В пособии можно узнать, как и для каких целей выбрать направление деятельности, как создать дорожную карту и осуществить, с ее использованием, социальные проекты (подробно описано внедрение пяти проектов), даны методические разработки отдельных мероприятий. Таким образом, продукт можно использовать для создания детского общественного объединения и проведения социальных проектов в любом образовательном учреждении Санкт-Петербурга.